Свято-Введенский храм г.Чекалин Тульская митрополия |
Рождественский пост, также называемый в народе Филипповым (так как начинается он на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа) длится с 28 ноября н.с. до 6 января н.с. — Рождественского Сочельника, т.е. 40 дней. Установлен рождественский пост Церковью достаточно поздно, но в ряду других многодневных постов занимает свое важное место.
Рождественский пост считается довольно мягким — в нем много дней, имеющих разрешение на рыбу, и, поэтому, иногда можно слышать недоумение: «Зачем вообще нужен рождественский пост — ограничений полно, а аскезы никакой. Вот Великий Пост — это да…». Правда, чаще всего, рассуждающие так и в Великий Пост находят причины, чтобы его не соблюдать, ну а уж Рождественский пост — и подавно, благо тут еще и Новый Год подворачивается. Поэтому, сначала попытаемся разобраться — а зачем вообще нужен пост?
Зачем?
Согласно общему святоотеческому мнению, пост был установлен еще в Раю. Само предписание не вкушать от Древа познания Добра и Зла являлось установлением первого поста. Постился Моисей, постился пророк Илия, всю свою жизнь провел в строгом посте святой Иоанн Предтеча, постился и Сам Спаситель. И теперь при монашеском постриге постригаемый говорит: «Постнического жития желаю». Какова же роль поста для христианина?
Одна из первых целей поста, лежащая на поверхности — это жертва Богу. Мы отказываемся от определенных видов и количества пищи, ради того, чтобы засвидетельствовать свою любовь и преданность Богу. Предполагается, что излишки — продуктов ли, средств — пойдут на милостыню. Современный греческий старец Епифаний Феодоропулос говорит о том, что имеются еще две цели поста: подвиг для тела (воздержание) и подвиг для души — послушание Матери-Церкви. На телесном подвиге — аскезе — следует остановиться особо.
Господь создавал человека совершенным по Своему Образу и Подобию. Однако грехопадение изменило человека — его тело приобрело «плотяность», «дебелость» по слову Отцов. Цикл «питания-выделения», безусловно, является свойством падшего мира. Святой Григорий Палама пишет, что «наслаждение, идущее от тела к уму, делает весь ум телесным, нисколько не освящаясь от слияния с высшим, а, наоборот, предавая уму свою низменность, от чего и весь человек становится «плотью»».
Хотя потребность в пище и относится к естественным страстям, современный человек редко удовлетворяется простым насыщением, а волей-неволей впадает в грех чревоугодия, в форме как чревобесия (стремления к поеданию большего количества), так и гортанобесия (гурманства). Более того, человеческий организм устроен таким образом, что само по себе переваривание пищи (особенно тяжелой) требует усиленного кровоснабжения пищеварительной системы, что снижает кровоток, например, головного мозга. Как пишет прп. Григорий Синаит: «Когда стомах (желудок) отягчен бывает и ум чрез то помутится, тогда не может человек творить молитву крепко и чисто». Здесь, кстати, кроется ответ на вопрос, почему рыба «постнее» мяса. Мясо содержит тугоплавкие жиры, и на его переваривание требуется большее количество энергии, а значит и более длительное перераспределение кровотока.
Таким образом, стяжание молитвы, стяжание Благодати является наиважнейшей целью поста. Пост без молитвы превращается в бессмысленную диету, которая в условиях хронического стресса, свойственного миру сему, не сможет покрыть потребность человека в питательных веществах (в среднем умеренный стресс повышает энергопотребность организма на 10%). Молитва же, стяжая Благодать, выводит человека из «юрисдикции» мира сего. Старец Иосиф Ватопедский, комментируя прп. Никиту Стифата, говорит: «Когда Благодать воздействует на душу человека, она изменяет свойства сущего. Благодать, входя в ум и душу, воздействует на тело, у которого на начальной стадии духовной жизни укрепляются природные силы и умножаются возможности».
Мы знаем, что аскетические подвиги в сочетании с непрерывной молитвой всецело изменяли тела подвижников, вплоть до того, что они могли месяцами питаться одной просфорой. По словам св. Григория Паламы: «Духовная сладость, переходящая от ума на тело, и сама нисколько не ухудшается от общения с телом и тело преображает, делая его духовным, так что оно отбрасывает злые плотские стремления и уже не тянет душу вниз, а поднимается вместе с ней, от чего и весь человек становится тогда «духом», как написано: «Рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3, 6, 8)».
Исходя из вышесказанного, становится понятным установление Рождественского Поста. Только надлежащим образом подготовив себя, мы способны воспринять Благодать Рождения Самого Господа. Что получается в противном случае, мы видим на примере западного мира, забывшего про пост и молитву, и часто в шуме праздника забывающего, Чье Рождество празднуется.
Как соблюдать рождественский пост?
Возникает, однако, вопрос — как соблюдать пост современному работающему человеку? Для ответа на него следует вспомнить, каким критериям должна отвечать постная пища.
Во-первых, она должна быть проста, т.е. ее приготовление не должно отвлекать много времени. Это время должно быть посвящено молитве и/или делам милосердия.
Во-вторых, количественный состав пищи должен быть уменьшен. Считалось, что избытком пищи или средств, сэкономленных на пище, следует делиться с нищими.
В-третьих, качественный состав пищи также изменяется. Для разъяснения откроем Типикон.
Типикон предписывает строгий пост (без елея и вина) по средам и пятницам (для монашествующих — и в понедельник). В другие будние дни седмицы разрешается пища с елеем и вином, а в субботу и воскресенье — рыба. Также рыба разрешается в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в какой бы день этот праздник не случился, а также 29 ноября (память ап. Матфея), 8 декабря (отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы), 13 декабря (память ап. Андрея Первозванного), 17 декабря (память вмц. Варвары), 18 декабря (память прп. Саввы Освященного), 19 декабря (память свт. Николая Чудотворца), 22 декабря (Зачатие прав. Анной Пресвятой Богородицы), 30 декабря (память прор. Даниила и трех отроков), 2 января (Предпраздненство Рождества Христова), если праздник выпадает не на день строгого поста (если на него — то разрешается вино и елей). Русские уставы добавляют к этим дням также празднование иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря). Также Типикон разрешает вкушение рыбы в день храмового праздника независимо от дня недели. Как правило, к перечисленным в Типиконе дням добавляются епархиальные праздники (по тому же уставу), а в день памяти св. Николая большинство священников разрешает вкушение рыбы в любой день. Данные правила действуют до 2 января включительно, далее вкушение рыбы не допускается.
Таким образом, Рождественский пост является крайне щадящим.
Постимся по науке
Как известно, рыба по количеству белка не уступает, а часто и превосходит мясо. Белки рыбы абсолютно полноценны и содержат все незаменимые аминокислоты. При этом отсутствие плохо растворимого белка эластина, имеющегося в мясе, обеспечивает быструю перевариваемость. Кроме того, рыба является ценным источником незаменимых жирных кислот (омега-3 и омега-6), а также уникальной докозагексагеновой кислоты, обладающих, в частности, антиканцерогенным действием. Рыба богата и многими микроэлементами. Аналогичными свойствами обладают и морские беспозвоночные (кальмары, мидии, креветки и др), вкушение которых разрешается в дни, когда разрешается елей и вино. Сочетание морепродуктов с оливковым маслом создает оптимальное соотношение длинно- и среднецепочечных триглицеридов в пище, что позволяет обеспечить организм необходимой энергией сравнительно небольшими объемами съеденной пищи.
Надо отметить, что наиболее распространенное у нас подсолнечное масло также является сбалансированным продуктом, хотя и уступает сочетанию морепродуктов и оливкового масла по процентному содержанию вышеуказанных кислот. Дополнительным источником жирных кислот могут быть также орехи.
Полноценными также являются белки бобовых культур, составляющих на православном Востоке основную постную пищу. В прежние времена на Руси также были распространены гороховые каши и кисели. Сейчас эти вкусные и полезные блюда оказались незаслуженно забытыми, однако такой продукт, как фасоль вполне популярен. Появившийся в последние годы на прилавках универсамов хумус — паста из турецкого гороха (нута) — также является вкусным и питательным постным продуктом.
Дополнительным источником белка в пост могут служить грибы. Абсолютно полноценными (т.е., содержащими все незаменимые аминокислоты) являются белки таких грибов как белые, маслята, подберезовики. Однако следует помнить об открытом еще в 1948 г. И. П. Разенковым механизме выравнивания смеси всасываемых в кишечнике аминокислот. Суть его такова, что организм выделяет в полость кишечника определенное количество белков, содержащих все аминокислоты в виде ферментов, отторгнутых клеток кишечного эпителия и т.д. Эти аминокислоты всасываются и выполняют свою пластическую функцию. Таким образом, само по себе недополучение каких-либо аминокислот в течении некоторого времени на функционирование организма не влияет.
В постном питании значительную роль играют также углеводы. Такие углеводы, как крахмал, служат значительным источником энергии, однако избыток крахмала откладывается в виде жировой ткани (после ряда трансформаций). Крахмал в большом количество содержится в хлебе и макаронных изделиях (от 50 до 70%). Вопреки общепринятым представлениям в картофеле крахмала содержится всего 10-20%. Фрукты содержат большое количество быстроусвояемых моносахаридов (глюкозы и фруктозы), позволяющих быстро обеспечить организм энергией. Также фрукты и в особенности овощи содержат значительное количество целлюлозы, необходимой для нормальной моторики кишечника, и пектинов — веществ, обладающих как бактерицидной функцией, так и улучшающих пристеночное пищеварение в кишке, что способствует улучшению всасывания питательных веществ. Кроме того, овощи и фрукты содержат значительное количество витаминов.
Таким образом, мы видим, что Церковь не накладывает на своих членов «бремена неудобоносимые». В условиях наступающей зимы пост вполне обеспечивает потребности человека в белках (0,75 г/кг массы тела в сутки) и энергии (в среднем 2000 ккал/сут). Так, например, тарелка валаамских щей, 250 г кальмара с зеленым горошком, салат из огурцов и помидоров, заправленный нерафинированным подсолнечным маслом, 2 куска хлеба и чай с небольшим количеством цукатов полностью перекроют белково-энегетические потребности взрослого мужчины, занятого умственным трудом. Основным критерием «постности» пищи будет здесь легкая усвояемость и простота приготовления.
Аскеза без чревоугодия
Этим мы плавно переходим к следующей части нашего разговора — какие блюда можно и нужно считать постными. Несколько лет назад был популярен спор о морепродуктах — считать ли их рыбой или маслом? Сейчас отголоски еще встречаются, однако осознание единства православной ойкумены позволило понять, что Церковь едина даже в таких вещах, как определение пригодности продуктов для вкушения в пост. Чувство национальной замкнутости («у нас это не растет») достаточно смешно выглядит у людей, поедающих норвежскую треску, турецкие помидоры и другие столь же «русские» продукты.
Некоторым аргументом против морепродуктов служила их относительно высокая цена, но сейчас, когда рыба и кальмар стоят приблизительно одинаково, а грибы подчас дороже, это возражение вряд ли может быть принято во внимание.
Конечно, не следует доходить до абсурда. Омары с клубникой в пюрированной малине, несмотря на очевидную «постность» каждого компонента вряд ли будут считаться постным блюдом даже там, где эти омары живут. Как, впрочем, и картофель, фаршированный грибной икрой. Критерий «непостности» здесь — трудоемкость приготовления (если вы не ждете гостей, конечно — законы гостеприимства и в пост никто не отменял). Если же наши православные братья в Испании и Португалии едят в пост запеченых омаров, то никаких возражений это вызывать не может. Собственно, у нас омар воспринимается как роскошь, неуместная в пост, именно из-за его редкости и дороговизны. Однако, если некий олигарх, питающийся вне поста исключительно черепаховым супом, мраморным мясом и черной икрой (я уж не знаю, что именно едят подобные олигархи) в пост ограничит себя омарами и это поможет ему молиться — то дай Бог.
Это, конечно, шутка, однако пост с одной стороны не должен превращаться в демонстрацию всяких пищевых редкостей, а с другой — быть зоной, свободной от принципов здорового питания. Если Вы — офисный работник, и в обеденный перерыв ходите в кафе, то лучше не заказать в кофейне круассан, а зайти в суши-бар. Сумма выйдет та же самая. Если Вы носите еду из дома, то бутерброд с авокадо — это, конечно, здорово, но валаамские щи — полезней. И так далее.
Пост по силам
К этому примыкает вопрос о послаблениях в пост. Опыт показывает, что большинство здоровых и не очень людей просят послаблений «на всякий случай» (я не беру ситуации, когда человек нуждается по характеру заболевания в определенных продуктах). Конечно, вопрос всегда должен решаться с духовником, однако сам характер Рождественского Поста послаблений не требует. Исключения могут составить только ситуации, когда человек питается на работе, а в столовой ну никак не готовят овощной суп в среду без масла.
Безусловно, пост должен быть свободен от всяческих увеселений. Конечно, новогодние елки для маленьких детей, если содержание спектакля не противоречит православному мировоззрению, ДО Нового Года (потом пост устрожается), наверное, можно допустить, однако это не должно превращаться в путешествие с елки на елку. А вот подросткам уже с 10-11 лет стоит от подобного воздержаться. Естественно, это касается и взрослых. Новогодние шоу и прочие явления массовой культуры в пост не должны отвлекать человека от молитвенного делания.
Что касается посещения кафе и ресторанов, то во всем должно быть разумение. Если человек зашел туда просто поесть, то в этом ничего предосудительного нет. Да и два православных друга, давно не видевшиеся, вполне могут зайти в подобное заведение и выпить разрешенные Уставом 1-2 красовули вина (или, с поправкой на северный климат 1-2 кружки пива). Да и если Ваш день рождения выпадает на Рождественский пост, дома готовить трудно, а средства позволяют — не грех будет пригласить гостей и в ресторан. Однако пьянство (это, правда, и вне поста недопустимо), а также гурманство ради гурманства в пост должны быть исключены (это касается и домашнего времяпрепровождения).
Новый год
Отдельно стоит вопрос о праздновании Нового Года. Разные духовники по разному к этому относятся. В некоторых приходах, я знаю, даже служат ночную литургию. Ни в коем случае не претендуя на абсолютную истину, все же хочу сказать следующее.
Церковь освящает начало нового года специальным новогодним молебном. Это значит, что данный праздник ей не чужд. Поэтому не будет греха, если в семья соберется за праздничным постным столом, подведет итоги года прошедшего и с надеждой встретит год грядущий.
Повторяю — это мое личное мнение, и вопрос о праздновании Нового Года следует решать с духовником.
Счастливого всем Рождественского Поста!
Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)