Свято-Введенский храм г.Чекалин Тульская митрополия |
Об этом и многом другом, что связано с поднятой здесь темой, будет подробно говориться на конференции «Священное в Церкви и обществе – образы, символы, знаки», которая пройдет 28 января 2014 года в Международном фонде славянской письменности и культуры (Москва) в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Но уже сейчас хотелось бы предложить некоторые конкретные меры. А именно, чтобы участники конференции обратились к священноначалию в лице Высшего Церковного Совета и Межсоборного присутствия и ходатайствовали о следующем:
1. Сформировать комиссию с поручением изучить нормы церковно-канонического и гражданского права, относящиеся к регулированию изготовления и использования священных изображений, разработанные до 1917 года и приведенные в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений, в Уставе о цензуре и печати, Указах Священного Синода и в других источниках церковного права. В случае необходимости доработать их, а также разработать новые правовые нормы, соответствующие современным реалиям.
2. Учитывая то обстоятельство, что государственная защита норм канонического права как составного элемента системы права возможна лишь в том случае, если будет очевидно, что его нормы, касающиеся священных предметов, являются безусловными и действующими для самой Церкви, призвать и обязать все синодальные, епархиальные, приходские и другие церковные структуры, монастыри, производственные предприятия РПЦ, православные издательства, а также духовенство и мирян руководствоваться данными нормами канонического права в практической деятельности при изготовлении священных изображений (икон, предметов церковно-прикладного искусства, росписей храмов и т.п.), торговли ими, использовании в храмовом пространстве и в быту.
3. Всем мирянам, духовенству, священноначалию принять во внимание, что отношение к священным изображениям в Церкви должно быть особенно осторожным в любом публичном пространстве, где оно перестает быть объектом религиозного почитания, но превращается в символику, то есть рискует стать объектом вольного и невольного похуления, перенесения на него негативного отношения к Церкви ее противников как на предмет, доступный для выражения своих «чувств», либо просто неуважительного обращения, обусловленного ситуацией (это относится, например, к практике вывешивания священных изображений к празднику на рекламных щитах и т.п.).
4. Дать поручение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства проанализировать проблему массового тиражирования полиграфических икон и выработать предложения по сокращению их обращения в церковной среде.
5. Дать поручение Издательскому совету и Синодальному информационному отделу в ближайшее время разработать инструкции, регламентирующие использование священных изображений в издательской продукции (книги, периодические издания, календари и т.п.). Данные инструкции должны применяться при рассмотрении вопроса о предоставлении грифов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви»; «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» и т.д.
6. Дать указание Синодальному информационному отделу, органам церковных и православных СМИ, монастырям, приходскому духовенству принять меры по распространению знаний среди верующих и всего общества о правилах почитания священных изображений и благочестивого обращения в быту с предметами религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, распятия, Библии и т.д.).
7. Создать в структуре Московской Патриархии особый орган, уполномоченный контролировать выполнение правил торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства в церковных магазинах (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения с продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания, – иконы, кресты, распятия, Библии и т.п.).
8. Создать орган общецерковной цензуры для продукции церковных художеств, который будет контролировать, чтобы иконы и предметы церковно-прикладного искусства соответствовали требованиям, предъявляемым Церковью к священным изображениям (ее догматами, юридическими и художественными канонами).
9. Создать экспертную церковную комиссию, которая будет контролировать соответствие канонам церковного искусства, профессиональную квалификацию мастеров, художественное качество написания икон и исполнения росписей, а также их соответствие архитектурному пространству вновь возведенного или восстановленного храма.
10. Создать общецерковную аттестационную комиссию, уполномоченную аттестовывать иконописцев с присвоением им соответствующей квалификации и выдачей документа, ее подтверждающего. Создать также епархиальные аттестационные комиссии и подчинить их общецерковной.
11. Поручить особой комиссии выработать общеприемлемое церковное решение по вопросу об использовании и утилизации многотиражных полиграфических изображений христианских святынь и символов, другой продукции, имеющей священные изображения, а также освященных предметов.
Цена догмата (вместо заключения)
Все догматы Православной Церкви выстраданы ею и обильно политы кровью мучеников и исповедников. Так было с догматом о Божественном достоинстве Второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия (против ариан). В начале IV века в Константинополе ариане собрали всё православное духовенство на одном корабле, вывели его в море и подожгли.
За богословское обоснование догмата о двух волях во Христе (Божественной и человеческой) и его твердое исповедание перед лицом императора преподобному Максиму по приказу православного монарха и с одобрения православного патриарха отсекли правую руку и отрезали язык. Через несколько лет святой умер в ссылке, навеки оставшись в церковной памяти под именем Максима Исповедника. За тот же догмат был отправлен в ссылку и умер там папа Римский Мартин Исповедник (храм в его честь есть в Москве).
Не является исключением и догмат иконопочитания.
Эпоха иконоборчества – время догматической и политической борьбы, скрытых и открытых гонений на иконы и иконопочитателей – продолжалась более 100 лет (726–843). За это время на Востоке прошло два иконоборческих собора (754 и 815) и VII Вселенский Собор (787), а на Западе иконопочитание защищали созываемые папами Римские соборы (727, 731) и созванный франкским королем Пипином собор нобилей, епископов и папских легатов близ Парижа (767). В Константинополе императоры-иконоборцы сменялись иконопочитателями, жестокие гонители – вялыми и равнодушными правителями, совершались дворцовые перевороты, происходили отставки и убийства императоров, низложения и казни Константинопольских патриархов, целые области и регионы отпадали из-под власти центрального правительства, используя в том числе и религиозные лозунги иконопочитания; за любовь к иконам подвергались преследованиям миряне, духовенство и монашество, неоднократно переписывались школьные учебники, в которых почитание икон то осуждалось, то вновь одобрялось…[21].
При императоре-иконоборце Константине Копрониме, прозванном Навозник (741–775), на сами иконы и их почитателей обрушились самые жестокие гонения, сравнимые только с гонениями Диоклетиана на христиан. Император пожелал также подвести под «новую веру» богословское учение. В 754 году в Константинополе 338 «православных» епископов – участников Лжевселенского иконоборческого собора, проголосовали за «догмат», провозглашающий анафему всякому, кто «дерзнет устроить икону, или поклоняться ей, или поставит ее в церкви или в собственном доме, или же скрывать ее», поскольку «всякая икона… заслуживает презрения». Ослушники подпадали и под действие гражданских законов империи[22].
На защиту почитания икон встал православный народ[23] и его наиболее ревностная часть – монашество. Именно на монахов обрушились жесточайшие гонения императоров-иконоборцев: им разбивали голову, издевательски положив ее на икону; топили в море, зашив в мешки; иконописцам жгли руки[24]; монахов под угрозой ослепления и ссылки заставляли нарушать обеты и вступать в брак; засекали бичами на ипподромах (как Андрея Калавита, 762 г.); казнили за отказ топтать ногами образ Богоматери (как игумена Иоанна); урезали носы и уши, выкалывали глаза, отсекали руки, сжигали бороды и лица, закапывали живьем в землю… В правление императора-иконоборца Константина Копронима само монашество было объявлено преступлением, и по такому обвинению защитник икон святой Стефан Новый был забит до смерти на улицах Константинополя в 767 году, а за год до этого за сочувствие отправленному в ссылку святому Стефану были казнены 19 архонтов (высокопоставленных лиц империи)[25]. Монастыри разрушались или отводились под солдатские казармы, братия рассеивалась и массово эмигрировала в Западную часть империи.
Уже после VII Вселенского Собора (787) при очередном императоре-иконоборце Льве V Армянине (813–820) бескомпромиссный и бесстрашный преподобный Феодор Студит исповедник (758–826), автор «Опровержений» («Antirrhetica») и других произведений в защиту икон, переводился из одной тюрьмы в другую, терпя поругания и мучения. Его избивали до такой степени, что тело начинало гнить; заключенный и также мучимый вместе с ним его ученик святой Николай ножом отрезал сгнившие куски[26].
Во время последней вспышки иконоборчества при очередном особо жестоком гонителе икон императоре Феофиле (829–842) преследования обрушились и на иконописцев: их заставляли отрекаться от икон, плюнув на них и растоптав ногами. Твердых в вере убивали, или сжигали им руки. Так, известного изографа Лазаря бросили в тюрьму и после безуспешных увещаний вложили в руки раскаленное железо. Но после освобождения из тюрьмы своими сожженными руками он написал икону святого пророка Иоанна Предтечи, а позже знаменитый образ Спасителя. Ученые братья монахи Феодор и Феофан, исповедники, за защиту иконопочитания были жестоко избиты, а на их лицах вырезали издевательскую надпись, за что они получили наименование «Начертанные». Братья были отправлены в ссылку, где Феодор умер, Феофан же позже вернулся и еще послужил Церкви как митрополит, когда Православие окончательно восторжествовало в империи[27].
Иными словами, наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1 Кор. 6: 20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. И потому тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении них делать «внешним».
Очевидно, что мы теперь вступили в очередной (со времен советской власти) период иконоборчества, когда война против религиозных святынь используется в нечистоплотной политической борьбе, когда священные изображения и христианские святыни (поклонные кресты, иконы, реликварии и др.) открыто поругаются и уничтожаются вандалами в православных храмах, на улицах наших городов и сел, подвергаются бесчестию под видом «современного искусства» на провокационных и кощунственных выставках, в быту (в виде рисунков и маек в защиту участниц «панк-молебна» и т.п.), а также оскорбляются неявно профанацией священных изображений путем их неограниченного тиражирования и низведения до рекламы «православных товаров и услуг», этикеток, листовок, открыток, оберток, обложек, подложек, закладок и т.п.
Так не пора ли и нам – всему церковному народу и монашеству как самой ревностной его части, – взяв пример с мучеников и исповедников за святые иконы VIII–IX веков, встать на защиту святых образов и остановить их явное и неявное поругание, творимое злонамеренно или по неведению?
Пришло время и нам постоять за святые иконы, за догматы нашей веры, за нее саму и ее чистоту.
[1] Немыченков В.И. Яйца с образами: О новом виде иконоборчества // http://www.pravoslavie.ru/put/61136.htm
[2] Немыченков В.И. Иконопочитание истинное и ложное // http://ruskline.ru/analitika/2013/03/29/ikonopochitanie_istinnoe_i_lozhnoe/; также http://www.radonezh.ru/analytic/17933.html, http://www.bogoslov.ru/text/3216841.html.
[3] Певцов В.Г., протоиерей. Лекции по церковному праву. Пг., 1914. (О священных вещах – с. 62–70) // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/pevcov/law/law.pdf.
[4] Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1876 // http://mirknig.com/knigi/history/1181447045-ustav-o-preduprezhdeni-i-pres1164cheni-prestupleny.html. Статьи «Устава» содержат правовые нормы, а также ссылки на конкретные законы и указы Российской империи с указанием года их принятия.
[5] «А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии и каким ни буди обычаем Божественныя Литургии совершити не даст, и его, изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (Соборное Уложение 1649 г. Гл.1, ст.2).
[6] В. Певцов приводит пример: «Питейные заведения должны находиться на расстоянии не ближе 40 саж.; бани и кузницы – не ближе 25 саж., а все прочие строения – не ближе 10 саж. Церковные дома могут быть и ближе, но тогда они не могут быть отданы в аренду для мирских жилищ или мирских потребностей (Строит. Уст. 29; реш. Сената 1 Мая 1886 г.; см. Ц.В. № 40). Еврейские синагоги должны быть не ближе 100 саж. от церкви по одной с ней улице и не ближе 50 саж. по другой (Мн. Госуд. Сов. 1844 г. Ин. 26)».
[7] А именно: Гл. 5. О предупреждении и пресечении кощунства и ограбления могил // Устав о предупреждении и пресечении преступлений. С. 21–22. Название мало соответствует содержанию, поскольку из 11 статей этой главы только одна – последняя – посвящена могилам, а все остальные – священным изображениям.
[8] Певцов В.Г., протоиерей. Лекции по церковному праву.
[9] 1722 Авг. 31 (4079); 1832 Ноябр. 30 (5794; 5795).
[10] 1722 Авг. 31 (4079); 1832 Ноябр. 30 (5794; 5795).
[11] 1723 Янв. 31 (4154).
[12] См., например: http://www.newsru.com/russia/23apr2013/pussy_futbolky.html.
[13] 1828 Апр. 22 (1981) § 20; 1851 Март. 12 (25023).
[14] Немыченков В.И. Иконопочитание истинное и ложное // http://www.bogoslov.ru/text/3216841.html; Обращение Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России. О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве // http://www.rospisatel.ru/sob53.htm.
[15] Устав о предупреждении и пресечении преступлений. 1890. Ст. 100. См. также: Указ Св. Синода. 1885. № 28; Наказ. Мир. Суд. 48, 1.
[16] Правило 73 V-VI Трулльского собора (691–692).
[17] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996 (Репр. изд.: Казанская духовная академия, 1908). С. 591.
[18] Устав, ст. 107, 1820 Мая 27 (28289). По Уставу 1890 года эта норма содержится в статье 99.
[19] Устав, ст. 108. В этой статье дается ссылка на две нормы: 1750 Окт. 3 (9803) и 1823 Февр. 3 (29299).
[20] Лобашинский Андрей, протоиерей. Икона и секулярный мир. Десакрализация святынь: можно ли ей противостоять // Парфенон сегодня. 2013. № 2 (5). С. 68–73.
[21] Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002. С. 471–556.
[22] Там же. С. 488.
[23] В 726 г. при императоре Льве Исавре (717–741) в Константинополе миряне (в основном женщины) убили офицера и нескольких солдат, пытавших срубить с ворот на дворцовой площади распятие Спасителя. За это были казнены 9 человек, среди которых был один инок Феодосий (см.: Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 478–479). В греческом сказании об Иверской иконе Божией Матери говорится, что первоначально она хранилась у вдовы и была спасена ею от поругания воинами-иконоборцами (см.: Православная энциклопедия // http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_3).
[24] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Б.м. [Киев], Б.г. [1996]. С. 82–83.
[25] Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 493–496 .
[26] Житие преподобного отца нашего Феодора Студита. Память 11 ноября // Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых // http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh=991. См. также: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 87, прим. 19.
[27] Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 541.