Свято-Введенский храм г.Чекалин
Тульская митрополия
Новости
Объявления
Общество друзей милосердия
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь
По благословению протоиерея Анатолия Дудина

Самый ценный опыт – опыт духовной реанимации

03 Сентябрь 2014

 

Некоторые больные приходят в клинику на своих ногах, кого-то привозит машина «Скорой помощи», кого-то мчит под рев сирены в мерцании бликов реанимобиль. Вся разница – в степени серьезности состояния пациента, в степени запущенности болезни.

И к священнику люди приходят с «диагнозами» очень различными, и помощь им требуется – иногда незначительная, а иногда весьма и весьма серьезная, вплоть до реанимации…

Ведь звучат – и нередко звучат – такие слова:

«Чувствую: душа моя умирает. Никаких духовных переживаний, больше того – никакого живого религиозного чувства в себе не обретаю. На сердце тяжесть, всё словно мраком каким-то окутано, всё опротивело, всё кажется бессмысленным, ненужным, даже жизнь сама. Как выбраться из этого тупика, как прийти в себя – не понимаю… Безысходность какая-то!»

Смотришь на человека и убеждаешься: он, и правда, выхода никакого не видит, беспомощен, словно рыба, выброшенная на берег. И вода рядом, кажется, но если не умилосердится кто, не возьмет и не выпустит снова в родную стихию, то погибать только и остается. Стихия родная – область жизни духовной, вне которой, и правда, всё мрак и всё тоска для верующего человека. Как покидает он ее, как из нее выпадает?

Так же, как опытный, искусный рыболов знает, какая наживка для какой рыбы потребна, знает и враг нашего спасения, какую наживку предложить нам, какой подобрать крючок, как усыпить бдительность, зацепить… Он изучает нас, нашу жизнь, наш внутренний мир куда внимательней и прилежней, нежели мы сами. Оттого и преуспевает в своих намерениях куда чаще.

Он сначала побуждает нас на что-то отвлечься, чему-то отдаться с неумеренной ревностью и безрассудностью, постепенно истощая таким образом наши силы. Мы меньше времени уделяем духовному, устаем, выматываемся, еще в большей степени погружаемся во внешнее… И если не спохватываемся, то в какой-то момент – раньше или позже, – но приходим в то самое состояние, о котором речь, когда нужна уже не помощь, а именно реанимация.

Что об этом процессе реанимирования надо знать прежде всего? – Что, в отличие от жизни физической, не бывает такого положения, когда бы она была невозможна. Поэтому еще одна уловка врага – попытка убедить в том, что «душа безнадежно мертва и, что с ней ни делай, ничего не поможет», не должна вводить в заблуждение. Это – первое.

Второе – выход из того тумана, из той неясности «что делать», в которых пребывает в таком состоянии находящийся человек. Нет в действительности тут ничего загадочного, потаенного, сверхсложного – всё просто. Есть такой закон жизни духовной, о котором говорили многие отцы: благодать возвращается тем путем, которым она ушла. Надо увидеть этот путь и начать возвращение – к себе самому, к благодати. «Ушла благодать» через оставление молитвы, чтения, регулярного посещения богослужений – значит, нужно вернуться вновь к этим необходимым для души деланиям. Ушла она через впадение в те или иные грехи, через жизнь нерадивую, нечистую – значит, нужно эти грехи оставить и жизнь переменить. Вот программа действий, вот и руководство к действиям: как зашел в тупик, так и выходи из него. А на месте стоять, упершись в стену, и повторять: «Не знаю, куда идти!», когда дорога лишь одна, что толку?

Трудно в действительности не столько понять, что делать, сколько решиться на это. Ведь цель врага – не только отвести нас на время от единственного существенно важного делания, не только отвлечь от жизни духовной, но и привести постепенно к тому состоянию, которое обычно называется у отцов окамененным нечувствием. И – приводит, а мы приводимся.

А находясь в этом состоянии, очень трудно что-то в своей жизни менять – примерно так же, как трудно пробудиться ранним, темным еще утром от тяжелого, вязкого сна, «вытащить» себя из него, заставить подняться на ноги, когда хочется только одного: лежать под одеялом и не вылезать из-под него никуда. Жизнь течет по инерции, нет сил преодолеть ее, точнее, не сил – они есть, но дремлют, – нет настоящего желания, нет того, что называют сегодня мотивацией. И нужен крик «Пожар!», чтобы вскочил и мгновенно пришел в себя спящий. Нужен укол адреналина прямо в сердце, чтобы ожило, забилось оно… Укол этот – воспоминание о том, что проходит жизнь, что смерть не за горами, а за плечами, а за ней и суд… И ни к смерти, ни тем паче к суду ты не готов.

Оно, воспоминание это, не вынудит, скорее всего, встрепенуться тотчас. Оно будет воспринято душой едва-едва. Но вот «секрет», который мало кто знает: если помышлять о скорой смерти и о суде часто, если не оставлять этого помышления день за днем, то сердце будет откликаться на него всё живее и живее. И живее будет становиться, исцеляясь спасительным и богоугодным страхом. И тут надо не упустить момент: к размышлениям приложить посильные труды и дела, делания, о которых чуть выше речь. Они помогут душе воспрять. Помогут снова встать на ноги после долгого пребывания на одре…

Это переживал каждый, кто шествовал подобным путем – сначала отходя от Бога и от себя самого, а зачем мучительно возвращаясь. И это опыт не только кающихся грешников, но и многих святых, который они – каждый по-своему – изложили в назидание нам. И, пожалуй, ничего более ценного, нежели он, опыт «духовной реанимации», для нас на самом деле и нет…

Игумен Нектарий (Морозов)



назад к списку новостей