Чекалин — город-достопримечательность Суворовского района. Он интересен по нескольким причинам, одна из которых — это самый маленький город России.
Но на самом деле самый маленький город скрывает богатейшую историю, которой нет у многих больших городов России.
Чекалином город стал в 1944 году — именно тогда он был переименован в честь юного героя Александра Чекалина, погибшего от рук немецких захватчиков в 1941 году. До этого город имел название Лихвин и известен по летописям с 1595 года — тогда Иван Грозный причислил его к опричным и распорядился о его укреплении. Хотя абсолютно все считают, что Лихвин гораздо старше и известен еще со времен татаро-монгольского нашествия и раньше. Позже Лихвин вошел в Засечную черту (систему оборонительных сооружений, применявшуюся для защиты от нашествия монголо-татарских и крымских войск, а также в качестве опоры при наступлении на противника) и стал центром Лихвинских засек.
С 1727 года Лихвин — уездный город Лихвинского уезда Московской губернии, с 1776 года — Калужской губернии. В том же 1776 году губернским архитектором П. Р. Никитиным был разработан генеральный план Лихвина, который был полностью реализован. Современная планировка улиц города практически не изменилась и сохраняет дух того времени. В начале XIX века Лихвин был оживлённым торговым городом с пристанью на Оке. Водный путь связывал город с Белёвом, Калугой, Алексином.
В городе было 4 храма: собор Троицы Живоначальной (разрушен полностью), Церковь Рождества Иоанна Предтечи (разрушена полностью), Церковь Преображения Господня (разрушена полностью), Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, действующая в настоящее время.
В 1905 году усилиями земского врача Лисицына была организована больница на 30 кроватей. Она существует до сих пор и является действующим лечебным учреждением города.
Со второй половины XIX века город постепенно приходил в упадок: тут сказалось и обмеление Оки, в результате чего сократилась торговля, и прошедшие стороной магистральные железные дороги, строительство которых могло бы способствовать экономическому подъёму, хотя железная дорога до Лихвина почти дошла: 25 декабря 1905 года от главного железнодорожного вокзала города Тулы открылось регулярное движение по Тула-Лихвинской железной дороге. Узкоколейка до Лихвина существовала до 1941 года и после была заменена ширококолейной железной дорогой Тула-Козельск.
Примечательно в городе еще одно место — здание тюрьмы, построенное в середине XIX века. Очень интересная особенность — на многих сайтах я встречал фотографию здания городского архива, выдаваемую за фото тюрьмы.
На самом деле тюрьма находится в другом месте, и на сегодняшний день доступ туда затруднен. Что она из себя представляет? Почти квадратный короб из кирпичных стен высотой около трех метров.
И в этот кирпичный короб ведет один-единственный вход.
В центре этого короба находится само здание тюрьмы. От стен здания до стен ограждения — около 4 метров уже заросшей площади.
Внутри царит полная разруха и нахождение там чревато: потолки в некоторых местах начинают сыпаться даже от порывов ветра.
Очень интересно пройтись по «бульвару» на «Козий остров» — вид на Оку открывается сказочный. С левой стороны можно увидеть еще одну достопримечательность Чекалина — знаменитое Урочище Дуна и место раскопок древнерусского города-крепости XII века Девягорска, а с правой — современный мост через реку.
Говорят именно на «Козьем острове» стояла некогда крепость Лихвин, но мне попалась еще одна интересная версия, ознакомиться с которой можно тут.
Вот такой он, самый маленький город России с огромной историей, о котором можно еще долго рассказывать.